@foodphotomania
Говерла, Закарпатская область, Украина

ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА УКРАИНЫ: Восхождение на Говерлу в середине августа

Конец зимы для меня всегда довольно унылое время, и в голове уже роятся мысли о новых местах, которые хочется посетить весной и летом, а еще вспоминаются вылазки прошлого года.

Расскажу вам о своем подъеме на гору Говерлу на границе Ивано-Франковской и Закарпатской областей Украины в августе 2017-го года. Говерла - наивысшая точка Украины (2061 м над уровнем моря). Подъем на эту вершину мы планировали как жирную финальную точку нашего 10-дневного путешествия по Западной Украине.

Итак, начнем. Будильник прозвенел в 7:30. Мы встали, привели себя в порядок, напихали в рюкзак воды, еды, дождевиков, две кофты и пластыри на случай появления мозолей. А еще обязательно (!) паспорта! Без них вас на гору не пустят. Ну, хотя бы один паспорт, на него записывают всю группу.

К 8:30 позавтракали и отправились в путь. Путешествовали на своей машине, поэтому вбили в навигатор спортбазу "Заросляк" - это ближайший к горе ориентир для подъема и самый удобный для автомобилистов. По навигатору до "Заросляка" от нашего отеля около 70 км.

Дорога была отличная вплоть до указателя "На Говерлу". Невдалеке от указателя по обочине шли два парня с туристическими рюкзаками. Мы понимали, что до тропы на гору еще далеко, поэтому остановились и подобрали ребят, дабы они не выдохлись еще до начала подъема ))…

После указателя хорошая дорога закончилась и началось просто направление. Около 15-20 минут непрекращающейся тряски и вот он, пропускной пост на Говерлу. Были мы там без чего-то 10. В очереди уже тусовалось несколько человек, а рядом с ними паслась корова и жевала полиэтиленовые пакеты из урны.

Зашли мы в сторожку, сотрудник заповедника записал в журнал данные паспорта моего мужа, мы заплатили по 20 грн. с человека, а он выдал нам листовки со схемами троп вокруг Говерлы. Вышли, парни с рюкзаками попрощались с нами и пошли своей дорогой, а мы сели в машину и проехали еще несколько сотен метров вперед и припарковались. Ну, что ж, еще пару минут пешком, и мы на месте старта.

На вершину Говерлы ведет две тропы от нашего текущего местоположения: синяя (более крутая и короткая) и зеленая (более пологая и чуть длиннее). Схема обещает подъем по синей тропе за 2 часа, а по зеленой - за 2 часа 30 мин. Мы выбрали зеленый путь и ничуть не пожалели. В итоге мы поднялись за указанное на схеме время с учетом еще получасового перекуса. Есть еще и желтый маршрут, но он предполагает ночевку(-и) в горах, а мы были налегке, так что он нам не подошел.

Подъем на Говерлу состоит из трех климатических поясов: елового леса, карликового криволесья из альпийской сосны и можжевельника, а на самом верху - альпийского луга.

Вот начало подъема и, собственно, лес.

Корни деревьев отполированы обувью туристов до блеска. Я благодарила природу, что мы поднимались в солнечную и сухую погоду, а то представляю этот слалом в грязи )).

По обеим сторонам широкой выхоженной тропы текли горные ручьи, периодически встречались деревянные мостики и повсеместно росли кусты черники (правда ягод на них уже не было).

И вот лес закончился. Эта часть подъема была для нас не особо тяжелой, думали будет хуже. По выходу из леса мы были награждены открывшимся видом на нижнее плато Говерлы.

Пока я заприметила ягоды черники и брусники и нащипала несколько ягодок, муж отхекивался и пил воду… Ну, двинулись дальше. Тропа узкая, поэтому то и дело задевали руками и ногами ветви кустарников.

Затем, по мере увеличения угла подъема, кустов на дороге становилось меньше, а камней и открытого пространства больше.

Начался первый более-менее серьезный подъем на нижнее плато Говерлы. Тут пришлось разок остановиться и отдышаться, попить воды.

Еще несколько минут карабканья по камням, и мы вышли на плато.

Тут уже валялись кучками запыхавшиеся компании туристов: кто с собаками, кто с маленькими детьми, среднего и старше возраста или просто молодежь. Дул довольно сильный порывистый ветер, мы чуток приоделись, в футболках было холодновато. Осмотрелись хорошенько, пофоткались, красота неимоверная!

Решили устроить мини-пикник перед штурмом последнего и самого сложного участка склона. Уселись подальше от народа, распаковали свои харчи и поели с таким аппетитом, который до сих пор вспоминаю и облизываюсь.

Сидишь на плато, держишь в руках копченую домашнюю колбаску, ломоть хлеба, периодически откусываешь огурец, вокруг тебя бесконечные горы, над тобой очень близко голубое небо с белыми облаками, а под тобой ковер из буровато-зеленой мягкой травы и низеньких кустиков черники с ягодами. Ты доедаешь колбасу и думаешь: "Сначала я поем ягодок с того куста, а потом вон с того, а затем еще с этого…." Ммм… Я первый раз в жизни в этом путешествии вживую увидела как растет черника. Просто я фанат всего ягодно-фруктово-лесного-огородного, так что не удивляйтесь моим дифирамбам чернике ;).

Так вот, поели мы (привал занял около получаса) и начали свой финальный рывок к вершине.

Сначала муж шел впереди, но где-то на половине подъема мы поменялись местами, хе-хе )).

Было трудновато, постоянно поднимаешься по неудобным и иногда довольно высоким камням, но красоты вокруг компенсируют любые трудности, поверьте.

На этом участке подъема я встретила горную азалию! Вот это розовое пятнышко на фото - это она )).

Такой вид открывался нам по мере подъема...

Еще шажок... И вот она, заветная вершина. Я оказываюсь на каменистом плоском плато, на котором уже находится под сотню человек.

На вершине стоит стелла, трубы и крест, обмотанные нашими флагами, мемориал не помню уже кому, а еще торгаши с горячим чаем, MacCoffee и медальками за покорение Говерлы.

Непередаваемая радость, сбитое дыхание и попытки отдышаться. Смотрю вниз, а там еще метрах в 50 от вершины еле тащится мой супруг (всем курильщикам привет)). В это время над вершиной туча закрыла солнце, и стало люто холодно по сравнению с тем, как было минуту назад. Дует холодный ветер, и я пытаюсь закутаться в свою кофтейку. Вот дошла и моя половина. Сел на край горы и минут 5-10 приходил в себя.

Затем мы начали осматривать виды по периметру вершины.

Виден весь Черногорский хребет налево и направо относительно места нашего подъема.

Красиво, очень красиво!

Походив по вершине и пофоткав себя и виды вокруг, уселись на край недалеко от места подъема туристов с синей тропы. Чтоб вы понимали количество туристов, покоряющих Говерлу в середине августа, вот вам фото:

Приглянулась нам одна дама в дождевике, кожанных перфорированных шлепках и кулечком в руках. Уж о-о-очень она колоритно смотрелась среди прочих штурмующих гору )).

Долго сидеть было холодно, поэтому мы пошли дальше по периметру вершины и стали там, всматриваясь в даль и попутно делая селфи.

И вдруг начал нарастать звон. Было неясно кто или что издавало такой звук, но было жутко интересно. Несколько минут ничего в окружающем пейзаже не менялось, но затем мы увидели источник, а точнее источники звона.

На склоне внизу сначала появился волкодав, а ниже него стали появляться овцы.

Их становилось все больше, в итоге по склону шла целая отара, сопровождаемая пастухом и его сыном, а также двумя собаками.

Пастух перегонял отару овец через вершину Говерлы.

Представьте, настоящий пастух, настоящую отару! Я была в восторге как маленький ребенок, увидевший чудо! Вот еще несколько фото этого события:

Налюбовавшись овцами, собаками и типажным пастухом мы уселись с той стороны горы, куда направилась отара, и еще долго провожали ее взглядом. Гармония, умиротворение и абсолютное счастье - вот что испытываешь на вершине горы. Там можно было сидеть вечно… Но солнце уже клонилось к западу, поэтому было решено спускаться. Спускались мы по синей тропе, чтобы разнообразить свой маршрут и, как-никак, казалось нам, вниз - не вверх )).

Первая часть спуска оказалась очень крутой и сложной. Нужно было перебираться через большие камни, спрыгивать с них и протискиваться между ними. На обратном пути муж оказался проворней меня и первый спустился к нижнему плато. Там нас встретила пирамида из камней:

Дальше был еще один спуск и чудесные виды.

В зоне кустарника мы увидели чудную полянку с черникой, окруженную можжевельниками, где я насобирала поллотка экологически чистых ягод,

а супруг в это время лежал на травке и балдел, смотря в голубое с облачками небо. Там уже было тепло и солнечно. Погода в горах, конечно, вещь непредсказуемая.

Спускаясь дальше вниз я еще останавливалась пощипывать ягоды можжевельника. Кто не знает, то они хороши как часть приправы к мясу.

Прошли мы кустарники и вошли в лес. Красота. Мягкое вечернее солнышко, журчит водичка в стороне, зелень, красивые корни деревьев и еще даже поднимающиеся на Говерлу люди… Странно, они хотят спускаться в темноте?! Или они спринтеры?

А вот виднеется и выход из леса. Ура, мы спустились! Возле выхода слева стоит деревянный туалет, муж даже рискнул к нему приблизиться, но приоткрыв дверь испугался и не стал подвергать себя такому испытанию )). Было решено дотерпеть до какого-нибудь безлюдного места по дороге к трассе.

Около старта на гору стоят ларьки с сувенирами и кое-какой едой, которую я бы вам не рекомендовала покупать (особенно пирожки), зато медальку за покорение Говерлы купите обязательно. Стоила она 40 грн. и теперь висит у нас на холодильнике.

Вот и все. Спасибо всем, кто дочитал!

__________________________

Подписывайтесь на мой блог. Буду делиться интересными местами и не только.

golosboardОтветил foodphotomania
4 года назад

@foodphotomania, поздравляю! Вы добились некоторого прогресса на Голосе и были награждены следующими новыми бейджами:

Награда за количество полученных голосов

Вы можете нажать на любой бейдж, чтобы увидеть свою страницу на Доске Почета. Чтобы увидеть больше информации о Доске Почета, нажмите здесь

Если вы больше не хотите получать уведомления, ответьте на этот комментарий словом стоп

Голосуя за это уведомление, вы помогаете всем пользователям Голоса. Узнайте, как здесь.

dobryj.kitОтветил foodphotomania
4 года назад

Ваш пост поддержали следующие Инвесторы Сообщества "Добрый кит": sharker, sergiy, gromkirill, dimarss, vadbars, dany2323, amikphoto, gans91, svinsent, alex-zi, polyakov, vika-teplo, voronchihin, cattyshark, mryabinin, prost, sareon, soroka, dim447, duremarr, zhasmin, skiexpert, bounty-compaing, kito-boy, kr-alexey, makcl, ratrin, brainmechanic, kiorsergey, annadolphin, irisworld, esperos, yurij12 Поэтому я тоже проголосовал за него!

Узнать подробности о сообществе можно тут: Разрешите представиться - Кит Добрый Правила Инструкция по внесению Инвестиционного взноса Вы тоже можете стать Инвестором и поддержать проект!!!

Если Вы хотите отказаться от поддержки Доброго Кита, то ответьте на этот комментарий командой "!нехочу"

dobryj.kit теперь стал Делегатом! Ваш голос важен для всего сообщества!!! Поддержите нас: