Внезапная ходка взад-назад - III - резьба по дереву

Ночью "Санкт-Петербург" вышел в Онежское озеро - говоря морским языком "вошел в территориальные воды Карельской республики". Надо отметить, что участок от устья Ковжи до маяка у входа в Кижские шхеры (или как еще их называют - Кижский архипелаг) не самый интересный - судовой ход идет вдали от берега, кругом одна вода. Грузовые суда - по большей части тут редкость, за исключением участка до Пергубы - там в начале 70-х был построен порт-автомат, предназначенный для перевалки на суда сыпучих грузов и древисины (уменьшенную копию грузовго района Пергуба мы видели в Важинах). Лес, конечно и тут возят - его грузят в Кандалакше, возможно что и в Петрозаводске. Судовой ход на Медвежегорск проходит тоже сильно в стороне - идущие на Беломорканал суда держатся правее Кижского архипелага. Раньше, во времена СССР, пассажирское движение тут было намного активнее - суда на подводных крыльях ходили из Петрозаводска по многим направлениям на озере, действовала регулярная скорая пассажирская линия Ленинград - Ярославль (правда заход в Петрозаводск на ней то появлялся, то исчезал). БЫл в Петрозаводске и свой туристический флот - БОПу (Беломоро-Онежскому пароходству) приналежали в разное время теплоходы "Циолковский", "Ломоносов" (301). Легендой Медвежегорской пристани стал пароход "Анохин", списанный в 50-е годы - пароход работал на регулярных линиях из Петрозаводска и и Медвежегорска, но прославился он не этим и не своим "лихим" прошлым (была у него немало аварий в дореволюционное время). "Анохин" стал "водным лимузином", на котором И. В. Сталин, С. М. Киров, К. Е. Ворошилов (присутствовали ли при этом Г. Г. Ягода и М. Д. Берман - неизвестно) совершили поездку по только что открывшемуся Беломоро-Балтийскому каналу.
Сталин, Киров и ворошилов на открытии Беломоро-Балтийского канала, фото из газеты "Правда". Фото из коллекции А. Готовцева, г. Москва
Как видно на фото - товарищи стоят на палубе. Но мы отвлеклись. Утро мы уже встречаем на ближних подступах к острову.
за нами как привязанный идет Чичерин
Кажется, что еще чуть-чуть - и облака накроют купола Кижей "Санкт-Петербург" застывает перед пристанью и подрабатывает винтами - прямо перед нами швартуется Чернышевский стоящая у причала "Карелия" выпускает "лисий хвост" дыма и с нереальными звуками запускает двигатель швартуемся и мы - теперь на нашем месте стоит "Георгий Чичерин" и ждет за облаками уже светло, а тут - еще сумерки просвет выглядит как издевательство - холод собачий в 2008-м начинается реставрация церквей Кижского погоста
И так - что такое Кижи и причем тут погост? В советское время весь комплекс, находящийся рядом с деревней Кижи Медвежегорского района Карельской республики (тогда Карельской АССР), именовался как "Музей деревянного зодчества". Кстати, в настоящее время многие методисты на теплоходах сами путаются что к чему. И так - пойдем по порядку - сначала что носит название Кижи:
  • населенный пункт Медвежегорского района Карельской республики
  • остров, на котором расположена деревня и музей
Кижский же погост - это составная часть музея деревянного зодчества. И как единый архитектурный ансамбль был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО во время 14-й сессии. Произошло это в 1990 году. Итак - Кижский погост. К кладбищу он не имеет никакого отношения1. Фактически деревня Кижи была административным центром всего архипелага. Потому здесь и была воздвигнута приходская церковь, освященная в честь Преображения Господня. Строительство церкви былао завершено в 1714 году. Считается, что праобразом этого храма стала Преображенская церковь Вытегорского погоста (Вологодская губерния, церковь уничтожена пожаром в 1963 году, воссоздана на территории Невского Лесопарка, Всеволожский район Ленинградской области).
Преображенская (справа) церковь Вытегорского погоста, фото Прокудина-Горского, 1909 год
Основу церкви составляет восьмигранный сруб (восьмерик). К нему пристроены четыре четырехгранных подруба. С запада пристроена трапезная и накрыта трехгранной крышей. На основной восьмигранник поставлены последовательно еще два восьмигранных сруба меньших размеров. Церковь увенчана двадцатью двумя главами.
вид на прируб - его венчает бочкообразная кровля - такая кровля - весьма удачное решение для достаточно сурового и сырого климата Карелии Одна из граней восьмерика. Видны пластины скрепляющего церковь металлического каркаса
Увы, время не щадит даже такие уникальные строения, как Преображенская церковь. Металлический каркас был установлен не от хороший жизни - в 70-е годы стало ясно, что если не принять срочных мер, то мы могли бы потерять уникальнейший памятник деревянного зодчества Русского Севера. Но проблема рставрации была еще и в том, что большинство секретов мастерства были утеряны еще в XIX веке. Поэтому было принято "соломоново" решение - церковь была полностью разобрана, все детали промаркированы (!), дабы их с максимальной точностью можно было потом установить на место. В конструкцию церкви был введен металлический каркас, который по сути и держит на себе вес всей конструкции. В 2003 году было начато сооружение храма в Невском Лесопарке - его строительство было бы невозможным без результатов той титанической работы, которую провели сотрудники музея в Кижах - ведь после того, как сгорела церковь Вытегорского погоста Преображенская церковь Кижского погоста стала единственной в своем роде. И в наконец-то в 2008 году началась рестврация. Об эту тему в свое время было сломанно множество копий - мол надо делать так, а не тэдак. Лично я хочу пожелать успехов сотрудникам музея, которые своим трудом сохраняют для нас такую красоту.
второй, но не менее значимый компонент погоста - Церковь Покрова Богородицы
В отличии от Преображенской церкви, Покровская - зимняя - тоесть отапливается. Хотя выглядит она куда скромнее. Для Русского Севера это вообщем-то нормальная ситуация. Причем в монастырях (как, к примеру, на Валааме) нередко строили нижний храм (тоесть находящийся, по сути, в основании) зимним, а верхний был летним, неотапливаемым - так построен, к примеру, Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря. А в обычных приходах нередко строили рядом две церкви. Покровская церковь выглядит менее богато. В основе храма - четырехгранный сруб, вторым ярусом - восьмигранный. Венчает церковь девять главок. И третье здание - шатровая колокольня. Деревянная ограда не сохранилась - та, что мы видим сейчас была построена по проекту архитектора А. В. Ополовникова в 1959 году. По своему архитектурному решению нынешняя ограда соответствуем канонам, главенствующим в архитектуре Русского Севера. Остальные экспонаты были привезены сюда (ну кроме створного знака - все же тут он как навигационный ориентир :) из разных мест Карелии. ТАк же некоторые были построеныспециалистами музея для иллюстрации быта карелов.
Церковь Воскрешения Лазаря. Согласно легенде, построена она была иноком Лазарем, прожившим 105 лет. Церковь стала первым строением Муромского Свято-Успенского Монастыря - расположен он между Муромским и Онежским озерами. О монастыре можно почитать на сайте Карельской Епархии Дом Ошевнева. Привезен сюда из деревни Ошевнево. Представляет собой типичную карельскую усадьбу - единый комплекс из жилой и хозяйственных построек под одной крышей ветряная мельница, привезенная из села Волкостров, на заднем плане - часовня Михаила Архангела из деревни Лепикозеро ... Экспонаты расставлены таким образом, что бы была некоторая естественность и создавалось впечатление, что это не вырванные из разных мест строения, а единый ансамбль небольшой карельской деревни Дом Ошевнева берег
часовня Михаила Архангела. Специально для группы немецких товарищей звонят в колокола. Кстати ИМХО судя по лицам товарищей - сре ди них парочка другая бывших партайгеноссе точно есть... Но вообще можно шутить на тему немецких туристов сколь угодно (а сейчас в Россию приезжает немало ветеранов Вермахта), но вот что поражает - нашего брата палкой не выгонишь. А немцы - он на костылях, дунь - рассыпится, но он все равно идет на экскурсию, в любую погоду.
дом Щепина из деревни Щепино Дом Сергеева из д. Логморучей к берегу подошла "Карелия" - после обзорной экскурсии вокруг острова она высаживает туристов на берег для осмотра музея вид на музей с южной оконечности экспозиции теплоход "Кижи", в марте 2009-ого я его буду снимать в этом же месте кузница, причем действующая через некоторое время "Карелия" появилась опять на ходу - уже с новой группой на борту напротив пристани есть хороший пригорок - Чичерин уходить раньше всех, потому он решил развернуться, что бы не тратить время на отходе. Тем более, как я понял - он припоздал, потому съэкономленное время на маневре при отходе поможет быстрее нагнать график. вид на погост с того же пригорка... пора двигаться к теплоходу утки тут никого и ничего не боятся семейная пара из Германии на борту "Чернышевского" Чернышевского, пока мы ходили по острову, переставили вторым бортом. Зачем - не ясно - он после нашего ухода еще стоял Классический кадр - Преображенская, колокольня, Покровская Кижи никого не оставят равнодушным и будут притягивать... догоняем теплоход "Беломорье" (тип "Александр Грин") и буквально через пару минут нас обставляет петрозаводская "Комета". Весной 2009 года все Кометы в мае будут стоять на территории петрозаводского ССРЗ, а осенью придет известие что часть судов будет проданно или разделанно на металлолом вот и маяк... уходим в озеро и дальше...с каждой минутой ближе к Волге на берегу у маяка лежало какое-то плавсредство вышли на озеро, а там...Чичерин! Это учитывая что он на полчаса раньше ушел. пока идем по озеру - экскурсия на ГКП. Капитан теплохода "Санкт-Петербург" Селезнев Сергей Арсентьевич, многие его помнят по теплоходу "Иван Кулибин", где он долгое время был капитаном "авиационное" сопровождение вечером выходим на Вытегорский рейд, кого тут только нет повинуясь коммандам диспетчера встаем в очередь - габариты шлюзов Волгобалта таковы, что в него можно максимум два судна поставить. А то и одно (особенно если в шлюз задет Волго-Дон), на снимке - Волго-Дон-137 - он будет шлюзоваться за нами. Мы же будем дожидаться Чичерина. вот мы и на Вытегре. Навстречу - т/х "Загорск" надо отметить, что Вытегрой этот участок зовется условно - фактически для реки, давшей название участку, было проложенно новое русло. Та же участь постигла и Ковжу (по ней мы выйдем в Белое Озеро). Сейчас Волго-Балт проходит реконструкцию "без остановки производства" - углубляют русло, перестраивают стенки, постпенно должны и начать расширять шлюзы (хотя вполне вероятно - будет просто строительство второй нитки) катушки, скорее всего с кабелем для подводной прокладки. Везут с большой вероятностью на Каспий - там сейчас интенсивно развивается нефтяной промысел и ведется строительство огромного количества объектов. И если нефть - "кровь", то свзяь - "нервы" экономики ОТ-2420 на барже везет конструкции, весьма напоминающие части нефтедобывающей платформы тут тоже что-то строят мотозавозня идет к земснаряду Чичерин все же нас ждал - его корма в правой части кадра. Слева "старый знакомый" - танкер "Валерий Горчаков" (перестроенный из сухогруза типа "Волго-Дон") - в январе 2008 года я его снимал на зимовке в Балаковском затоне. За ним... ...СТК-1004 танкер Волга-Флот-3. Особая форма ограждения на полубаке обусловленна тем, что танкера этого типа могут забирать сырую нефть прямо с нефтяных платформ ОТ-2126 с наливной баржей Жигулевск I Калининград - головное судно проекта 21-88 Окский-82 под погрузкой буксир "Волосово" Волга-Флот-4 ждет своей очереди у второго шлюза вытегорской "лестницы". Тут уже становится темно для съемки. Завтра - Белое озеро, Горицы, Череповецкий рейд и выход в Волгу.

Погост - административно-территориальная единица на Руси. Впервые административно-территориально деление на Руси установила Княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки (дань), погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница). В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку, после распространения христианства, на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также центр поселения, с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества племени. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г., когда было отменено. Начиная с XVIII века, слово используется в значении «сельское кладбище».